мы держим марку мы держим марку

Mobile Sound

позвоните нам!

- архив Mobile Sound -

АВТОАКУСТИКА

В этой статье рассмотрим все виды, типы и классификации автомобильной акустики. Эта информация позволит избежать досадных ошибок и сделать правильный выбор при покупке динамиков для автомобиля (и не только). Но для начала, небольшой экскурс в начальную музыкальную школу.

Звукоряд всех слышимых звуков, можно разбить на октавы (участки диапазона) на основании основной частоты тона. Не углубляясь в дебри нотной грамоты:

Субконтроктава – включает самые низкие слышимые звуки, от 16,4Гц до 30,9Гц.

Контроктава – сюда попадают звуки с тоном от 32,7Гц до 65.4Гц. Именно здесь в основном и находится БАС, воспроизводить который полагается автомобильным сабвуферам.

Следующие три – большая, малая и первая октавы, образуют мидбасовый диапазон, и включают тоны с частотами до 493,88Гц. В трех-полосных системах, примерно весь этот диапазон отдается отдельному динамику.

широкополосный динамик

Вторая (523,3-987,8Гц), Третья (1046,5-1975,5Гц) и Четвертая (2093-3951Гц) октавы образуют диапазон, который обычно полагается отдельному среднечастотному динамику (мидрейнджу). При трехполосной системе серединке как раз поручается диапазон примерно до 4кГц, в двухполосных системах этот диапазон разделяется между мидбасом и твитером в диапазоне примерно 3-3,5кГц.

Ну и пятая октава и все, что выше – высокочастотный диапазон, для воспроизведения которого используется твитер.

Далее – конструктивные особенности. В давние времена, для радио­приемников использовался один динамик для воспроизведения всего частотного диапазона. Но широко­полосный он был весьма условно – он отыгрывал довольно большую часть звукового спектра, но далеко не всю… Особенно сильно страдали края диапазона, в силу кон­структивных и габаритных ограничений, невозможно создать один динамик, который в состоянии передать весь частотный диапазон с должным качеством и приемлемым уровнем громкости. Так получили популярность коаксиальные динамики.

Стоит отметить, что мелкокалиберные «широкополосные» динамики до сих пор применяются многими авто­произво­дителями для комплектации штатных аудио­систем. Имея относительно высокую чув­ствительность, при небольшой подводимой мощности эти динамики воспроизводят диапазон от 400 и до 16000Гц вполне линейно, что хватает для прослушивания новостей по радио, подсказок навигатора или работы hands-free.

коаксиальный динамик

Идея коаксиала – разместить два (или более) излучателей разных диапазонов на одной оси, сохранив идею точечного излучателя. Коаксиальная акустика пользуется стабильным спросом из-за удобства и простоты установки и весьма качественного звучания. Именно за ними устойчиво закрепились термины «автоколонки», «блины», «овалы». Но и здесь, впрочем как и везде, надо знать меру. 2 или 3-х полосные конструкции наиболее оптимальны, нет никакого практического смысла иметь большее количество излучателей (по сути - вам продают больше дешевых динамиков за те же деньги). Отдельная (хотя идеологически всё та же) разновидность – браксиалы. браксиальная акустика Браксиальная акустика – это когда твитер установлен не на керне мидбаса, а на кронштейне крепления фланца. Здесь тоже совмещение центров излучения достигается не за счет ухудшения параметров мидбаса, а является дополнительной компоновочной опцией, расширяющей инсталляционные возможности комплекта.

Но недостатки – продолжение достоинств, установленный внизу двери (обычное штатное место автоакустики) коаксиальный динамик не позволяет получить высокую сцену – остается ощущение, что говорят и поют где-то там внизу… Локализация источника звука заложена в нас эволюцией, и даже различные приемы психоакустики не позволяют полностью обмануть природу слуха.

Отвлечемся на другую тему – материал диффузора. Диффузор - излучающий элемент динамика, и по большей части именно он отвечает за звук. При этом к диффузору предъявляются разные, зачастую противоречивые требования: легкий и прочный, жесткий и вязкий… Конструкторам в этих условиях приходится тщательно выбирать и материал диффузора, и форму его поверхности (от плосколинейной, до экспотенциального конуса, включая различные сегменты сферы). Однако, в популярной прессе и в интернете, зачастую идет обсуждение только материалов диффузоров, приписывая им и особенности и характер звучания, без оглядки на остальные конструкционные решения. Особенно популярная сказка про волшебные аудиофильские свойства бумаги, вроде как такая акустика обладает лучшим звуком и наиболее дорогая. Здесь стоит отметить, что технология производства целлюлозных диффузоров наиболее проста, а для придания им нужных свойств используются различные синтетические и натуральные наполнители, которые вводят в целлюлозную массу и различные покрытия и пропитки, которыми обрабатывают готовое изделие. При этом, «бумажные» диффузоры можно встретить как в самых бюджетных линейках, так и наиболее дорогих. В среднем ценовом диапазоне для изготовления диффузоров автоакустики в основном используются различные полимеры и сендвичи – плетеные из кевлара, стекловолокна или полимерных волокон, залитые компаундом или полимеризированной смолой. В топовом сегменте практически безраздельно правят диффузоры алюминиевые или металлизированные полимеры и объемные сэндвичи. Керамические и прочие подобные материалы в автозвуке пока экзотика. Так что не материалом едины…

мидбасовый динамик

Это недоразумение призваны решать компонентные (или разнесенные) системы – системы, состоящие из отдельных динамиков, размещение которых в салоне авто вы вольны выбирать сами. Наибольшее количество компонентной автоакустики для автозвука выпускается в двухполосном варианте. В комплекте пара мидбасов, пара твитеров и кроссоверы. Две полосы оптимальное решение и по удобству установки и по «музыкальным» возможностям. Именно двух-полосные системы из мидбаса и твитера составляют основу домашней акустики. При этом основное внимание следует уделить именно фронтальной акустики (если только вы не предпочитаете ездить на заднем диване). Именно грамотный выбор и правильное размещение передних колонок – залог хорошего звука с фронтальной сценой и гладкой АЧХ.

твитер

Теперь коротко о типах и видах акустики. Твитер - динамик, работающий в высокочастотном диапазоне, незаменимый компонент 2-х и 3-х полосных систем. В среднем по больнице, работает от 3кГц в 2-х полоске и от 4-5кГц в трехполоных системах. Должен играть до 20кГц, но по факту, установленные под углом, без спада играют до 15-18кГц.

Середина или мидрейндж - среднечастотный динамик, воспроизводящий бо́льшую часть голосового диапазона, обычно - от 300Гц до 4-5кГц. Используются в трехполосных системах; в двухполоске его функцию выполняет мидбас. Мидбас в автоакустике - динамик калибра от 5 до 8 дюймов, воспроизводящий низкочастотный диапазон от 50-70Гц.

автосабвуфер

Автосабвуферы. Это самые большие и мощные динамики в вашем автомобиле. Именно сабвуфер в авто создает мощную «основу» звука, а прочный басовый фундамент обеспечивает масштабность и глубину любой музыкальной композиции. Автомобильные сабвуферы отличаются от своих «домашних» собратьев в первую очередь параметрами – им приходиться работать на небольшой объем салона, и при этом занимать как можно меньше места. Что касается размеров, то наиболее популярными и востребованными стали всего три калибра: 8 дюймов – для совсем компактных салонов или фронтального размещения, при недостатке баса часто ставят парами; 10 дюймов – более популярный размер, обеспечивает отличное полноценное звучание практически в любом салоне; 12 дюймов – по сравнению с 10-ткой немного более мощные, с более глубоким звуком, но и объём, занимаемый корпусом почти в 2 раза больше. Существуют и более крупные, 15- и 18- дюймовые сабы, с ними появляются уже серьезные тактильные ощущения от баса, но и занимаемый ими полезный объем приближается к сотне литров.

Основные размеры акустики
Размер в inchРазмер в мм
2" 50,8 мм
3" 76,2 мм
4" 101,6 мм
5" 127 мм
6,5"165 мм
8" 203,2 мм
10" 254 мм
12" 304,8 мм
15" 381 мм

Назад в Автозвук »