Есть такой вид спорта: соревнования по автозвуку…
Независимо от того являетесь ли вы настоящим фанатом качественного звука, интересуетесь техническими новшествами или просто любите зрелищные мероприятия – посетив однажды автозвуковое соревнование вы не останетесь равнодушными, и сполна оцените всю необычайность этого динамичного шоу.
История появления соревнований по автозвуку
Считается, что первые состязания по автозвуку состоялись в США ещё в конце 70-х годов. Изначально это было похоже на сборище подростков, которые собрались, что бы показать друг другу, чья система «круче». Но вскоре, мероприятия обрели более чёткую структуру, организаторы начали прибегать к более профессиональному судейству, а судьи в свою очередь, на примере одних и тех же стандартизированных саундтреков для всех автомобилей, начали делать свои максимально не предвзятые оценки. Так, любительские соревнования превратились из обычного соревнования по принципу «кто круче» в массовое соревнование, показывающее «чья система лучше звучит», «чья система звучит громче» и «чья система инсталлирована лучше».
В США популярность автозвуковых соревнований быстро набирала обороты, и спустя некоторое время получила своё распространение и за океаном - в Европе и Азии. Самые первые европейские car audio соревнования состоялись в Италии уже в начале 80-х, а в Японии - в 1992г. С этого момента победное шествие подобных звуковых соревнований довольно быстро завоёвывает многие страны мира. Тем не менее, в России подобного рода мероприятия впервые организуются только в 1998 году, хотя с этого времени российские автозвуковые соревновании начинают привлекать всё больше и больше увлеченных автолюбителей. Ежегодно, в России, в крупнейших городах проводятся десятки подобных соревнований и чемпионатов, и тенденция роста популярности и интереса автолюбителей к подобным мероприятиям продолжает сохраняться, что не может не радовать.
Виды автозвуковых соревнований
Соревнования традиционно подразделяют на три вида, которые учитывают конкретные параметры качества, мощности и работоспособности соревнующейся аудиотехники (в каждом виде все участники разделяются на классы). Это соревнования по качеству звука (или SQ - Sound Quality), так называемые SPL-соревнования, в которых меряются «громкостью звука», и мультимедиа, где помимо оценки объемного многоканального звука так же учитывают качество воспроизведения видеоряда встроенного в салоне авто экрана ("домашний театр" на колесах).
При проведении каждого вида соревнования учитываются определенные нюансы и специфические правила. Так, на соревнованиях по качеству звука, судьями, в основном, учитывается точность и правильность музыкального воспроизведения стандартных треков утверждённых ассоциациями, а также стандарты, в соответствии с которыми была установлена данная аудиосистема. В SPL-соревнованиях все внимание уделено уровню громкости звука, которые определяются специальными измерителями звукового давления. Соревнования в категории мультимедиа появились позже всего, и связаны непосредственно с техническим прогрессом и расширением возможностей автолюбителей, которые могут дополнить свою систему видео, DVD, телевидением, интернетом и многим другим. Именно этот тип соревнований указывает на то, что индустрия car audio не стоит на месте и, по сути, вообще не знает предела.
Кто и как судит?
На сегодняшний день существует несколько международных, и десятки национальных автозвуковых федераций, которые вырабатывают свои стандарты и принципы судейства, издают компакт-диски и DVD со стандартными для оценки звучания треками, публикуют календари с расписанием мероприятий и преследуют определённую политику популяризации этого поистине пока ещё не признанного вида спорта. Среди международных организации следует отметить такие как IASCA и EMMA - настоящих законодателей соревнований по автозвуку. Познакомимся с ними поближе.
Федерация IASCA (или International Auto Sound Challenge Association) была образована в США с 1987 года, и с тех пор, постоянно совершенствует единые стандарты и правила судейства соревновательных аудиосистем. Как утверждают сами представители федерации, IASCA это искусство, спорт и социальная миссия в одном лице. И своей деятельностью они всецело это подтверждают. Сегодня федерация объединяет организации из 26 стран, а её российское представительство (RASCA), собирает на свои мероприятия ежегодно более 1000 участников и около четверти миллиона зрителей.
Федерация EMMA (European Mobile Media Association) ещё одна международная федерация, но действующая только в Европе (и Европейской части России), была создана для стандартизации правил соревнований на континенте. Она также является организатором Европейских ежегодных соревнований по автозвуку, издателем своих оригинальных CD для проверки акустики и многого другого, что призвано повысить уровень музыкальной культуры не только в Европе, но и во всем мире.
Отдельно стоит отметить такую российскую федерацию любителей автозвука как AMT Russian Challenge. Основной задачей AMT Russian Challenge является создание единого порядка проведения автозвуковых соревнований. Представители и судьи данной федерации учли практически весь опыт мировых федераций, при этом, создав очень приемлемый формат, как для участников, так и для зрителей и география их год от года уверенно расширяется. Что ж, пожалуй, AMT Russian Challenge можно с гордостью назвать федерацией любителей автозвука, которая помимо выработки унифицированных стандартов, является также и созидателем истинно русских традиций car audio, что, безусловно, является более чем благородной целью.
dB Drag Racing (Bass Race) - формат, принадлежащий Американской корпорации WHE Inc., более 20 лет занимается в США популяризацией "громкого звука", проводя различные соревнования и SPL-шоу; а с недавнего времени и в России.
Читатель может задать правомерный вопрос, зачем нужны несколько федераций, которые занимаются стандартизацией правил оценки качества звука? Говоря об этом, следует учесть субъективность восприятия любой музыки, а также субъективность культурного восприятия. Да-да, то, что американцу хорошо, немцу… дрянь. Конкретный пример: американский стереотип идеального автозвука – сабвуферы должны быть по максимуму. В германской школе автозвука иной подход, здесь сейчас все внимание - фронтам, вот почему здесь уделяется такое внимание мидбасам, что непосредственно влияет и на технологию создания акустических систем. В общем, требования к инсталляции систем по методике IASCA несколько мягче, нежели в состязаниях EMMA, и в целом это касается защиты динамиков и крепления, корпусов и усилителей.
Помимо мероприятий организованных этими федерациями, а России существуют организации, которые устраивают соревнования на национальном региональном уровнях. Среди них такие известные федерации автозвуколюбителей как был ЛАС и, конечно же, SPL-club.
Все эти федерации как вырабатывают свои стандарты автозвука, так и стремятся придерживаться международных правил, выводя соревнования для российских соревнующихся автолюбителей на высокий уровень профессиональной организации.
Вместо заключения
Ещё какие-то лет 20 никто у нас в стране никто не мог бы и подумать, что соревнования по автозвуку обретут такую популярность. Сегодня в них учувствуют тысячи автомобилистов, число которых растёт. Если взять за определение спорта занятие, которое подразумевает под собой напряжённую борьбу, тогда соревнования по автозвуку можно смело выделить в отдельный вид спорта. Кто знает, может наши правнуки лет через сто, принесут на какой-нибудь мировой олимпиаде России ещё не одну золотую медаль на этом поприще!
Для призеров автозвуковых соревнований мы предлагаем особые условия на нашу продукцию »
начало: автозвук : истоки »»