Инструмент мастера

Лаборатория Car&Music: соло-тесты

Инструмент мастера
Цифровой аудиопроцессор Zapco DSP-Z8

Долгое время цифровые процессоры оставались прерогативой только лишь топовых аудиосистем. Однако широкое распространение штатного аудио и подчас невозможность избавиться от штатного головного устройства заставило производителей спуститься на грешную землю и обратить внимание и на этот сегмент рынка. Первой весточкой стал Audison Bit One, который не просто мог работать со штатным аудио, а как раз специально для него главным образом и предназначался. Конечно, нельзя сказать, что процессоры после этого начали появляться как грибы после дождя, но несколько удачных моделей от компаний, имеющих не только маркетинговый отдел, но и собственный штат разработчиков, все же появились. Среди них и совсем недавно увидевший свет процессор Zapco.

Zapco DSP-Z8Конструктив DSP-Z8 вначале привел в некоторое недоумение – явно «усилительная» компоновка с ребрами, каналом охлаждения внутри корпуса и отверстиями под вентилятор. Однако объяснение этому нашлось довольно быстро: у Zapco есть замечательные усилители серии DC со встроенными процессорами, которые можно завязать в единую сеть, настроить с компьютера и потом управлять всем этим хозяйством с опционального пульта DRC-SL. Процессор DSP-Z8, по сути, построен на той же самой базе, но выполнен как отдельное устройство и может работать вообще с любыми усилителями, а способность завязываться в единую систему с «родными» усилителями осталась ему в наследство. Собственно, это и есть причина того, что корпус процессора выполнен в том же алюминиевом профиле, что и усилители Zapco DC. В общем, все оказалось вполне логичным, и в случае построения монобрендовой системы эстетика инсталляции окажется на высоте.

В плане подключения DSP-Z8 универсален: помимо основного аналогового входа, который может быть как обычным линейным, так и высокоуровневым (с размахом сигнала до 22 В), тут есть дополнительный AUX и цифровой оптический вход. Выходов тут восемь штук (пожалуй, лучше именно так, а не четыре пары, потому что их можно настраивать и раздельно).

Детальная настройка процессора производится с компьютера, подключение – через USB, саму программу можно скачать на сайте www.music-team.ru. Распаковываем и запускаем, какой-то специальной установки она не требует. При запуске прога сразу же устанавливает связь с процессором (если он не подключен, ничего страшного, можно побаловаться и off-line), но пока еще им не управляет, для полноценного контроля кликаем выпадающее меню «Options» и вводим пароль «Zapco». Вот теперь связь установлена полностью, и все изменения, которые мы производим в программе, будут незамедлительно переноситься в процессор.

В первые минуты работы интерфейс выглядит немного сумбурным из-за присутствия декора, но к нему довольно быстро привыкаешь. Принцип управления таков: в самой верхней части окна выбираем выходной канал (или пару выходных каналов), с которыми собираемся работать, и в самом окне отображаются все настройки, касающиеся этого выхода. Первым делом нужно сконфигурировать систему, для чего в нижней части окна указываем, откуда вообще брать сигнал для этого выходного канала и с каким уровнем. Повторяем эту процедуру для каждого выхода. Собственно, этим первичная настройка и заканчивается, дальше можем делать с сигналом все, что угодно.

Ставить процессор только лишь ради того, чтобы ограничиться заменой штатных усилителей – это не иначе как стрелять из пушки по воробьям. Раз уж дело дошло до него, то с большой вероятностью предполагается построение многополосной системы. Так что первым делом посмотрим, что нам предлагается по части фильтров. Ставим галочку «xover on/off» над графиком АЧХ и в нижней части окна выбираем нужный тип фильтра: ФНЧ (LP) ФВЧ (HP) или оба сразу, образовав полосовой фильтр (BP). Как и полагается, для каждого из фильтров можно выбрать частоту среза, крутизну спада (до 36 дБ/октава) и дополнительно характеристику фильтра – либо Линквица-Райли (более плавный переход от плоского участка к наклонному), либо Баттерворта (чуть более решительный). Ограничение есть лишь одно – в режиме полосового фильтра эта настройка действует одновременно для обоих фильтров, выбрать разные характеристики для ФНЧ и ФВЧ не получится. В текущей версии прошивки значения частот пока округляются до ближайших из выпадающего списка, однако, как стало известно из достоверных источников, очень скоро должна появиться версия прошивки, в которой значения частот можно будет вбивать вручную с точностью до 1 Гц.

Вторым этапом настройки всегда следуют временные задержки. Снова в верхней части окна выбираем нужный канал (или, если очень нужно, пару каналов) и смотрим в нижнюю правую часть окна. Тут у нас расположен регулятор-ползунок и три окна, в которых отображается величина вводимой в этот канал задержки в миллисекундах и расстояния, эквивалентные этой задержке, на которые «отодвигается» динамик. Шаг регулировки (по крайней мере, в текущей версии прошивки) составляет 0,01 мс (чуть больше, чем 3,4 мм). Тут же отметим еще одну интересную особенность DSP-Z8 – возможность подстройки фазы выходного сигнала.

После временных задержек последним этапом настройки идет эквалайзер. Процессор предоставляет в наше распоряжение полноценный 10-полосный параметрик – в каждой точке регулирования можно дополнительно выбрать центральную частоту от 16 Гц до 20 кГц (в этом, кстати, все 10 точек абсолютно равноценны без каких-либо ограничений) и добротность от 0,5 (затрагивается очень широкая полоса в несколько октав) до 10 (регулировка в очень узком участке спектра). Максимальный размах регулирования – до 15 дБ как в плюс, так и в минус.

Помимо привычного эквалайзера есть еще одна интересная фича процессора – «Voltage Sensitive Equalizer», он же триггерный эквалайзер. Из названия поначалу не слишком понятно, что это такое, однако принцип его работы довольно прост. Это «добавка» в виде полноценной одиннадцатой точки регулирования к прочим десяти основного эквалайзера. С той лишь разницей, что активна эта регулировка не постоянно, а только когда напряжение входного сигнала достигает определенного значения, которое мы выберем в окошке «Trigger». Когда это бывает нужно? Самый простой пример использования, который сразу приходит на ум – с помощью этой настройки можно сделать что-то вроде тонкомпенсации: с увеличением громкости приглушать «оручие» средние частоты. Другой вариант – при апгрейде штатных систем, в которых с увеличением громкости подрезаются низкие частоты, настройка позволит немного нивелировать эту особенность. Ну или еще вариант – если система делается одновременно и как повседневная, и как SPL, в этом случае настраиваем точку регулирования на частоту резонанса салона, и в последующем переводим систему из SQ в SPL просто крутанув громкость на головном устройстве. В общем, эта не совсем привычная настройка в некоторых случаях вполне может найти себе применение.

Подытоживая результаты теста, можно утверждать, что процессор получился вполне достойный. Даже если учесть, что это один из первых образцов и прошивка пока еще «допиливается» разработчиками, его потенциал определенно внушает уважение.

работа эквалайзера 1 кГц и 1+2 кГц АЧХ выходного сигнала (работа эквалайзера 1 кГц и 1+2 кГц)

Работа эквалайзера замечаний не вызвала, отображающаяся в программе АЧХ довольно точно соответствует реальному результату. На первом графике – максимальное усиление на частоте 1 кГц с добротностями от 0,5 (самая широкая кривая) до 10 (подъем в узкой области частот). На втором графике – подъем на 10 дБ на двух частотах 1 и 2 кГц. В реальной жизни такая регулировка вряд ли понадобится, но она наглядно иллюстрирует особенность процессора: с уменьшением добротности, как и ожидается, получается более внушительный общий подъем АЧХ, но при этом совсем уж беспредельничать процессор не позволяет, мягко ограничивая усиление на отметке примерно 18 дБ.

фильтры НЧ и ВЧ 1 кГц АЧХ выходного сигнала (фильтры НЧ и ВЧ 1 кГц)
Первый график – работа фильтров НЧ и ВЧ в режиме «LW» (с характеристикой Линквица-Райли) с крутизной спада 6 и 36 дБ/октава, второй – режим «BW» (характеристика Баттерворта). Как и полагается, в первом случае переход от плоского участка АЧХ к наклонному более плавный. Нельзя сказать, что характеристики выдерживаются идеально точно, например, для ФВЧ добротность каждый раз оказывается немного выше, чем для ФНЧ, но на практике идеальное соответствие в большинстве случаев (даже в серьезных соревновательных системах) и не понадобится, так что будем считать, что тут все тоже вполне приемлемо.

Параметры:
Подключение:
Основные аналоговые входы: 8 (линейные или высокоуровневые)
Дополнительные входы: AUX, цифровой оптический (Toslink)
Выходы: 8
Управление включением усилителей Remote OUT: есть
Фильтры:
ФВЧ: от 16 Гц до 20 кГц; 6, 12, 18, 24, 36 дБ/октава; Баттерворт или Линквиц-Райли
ФНЧ: от 16 Гц до 20 кГц; 6, 12, 18, 24, 36 дБ/октава; Баттерворт или Линквиц-Райли
Возможность одновременного включения ФВЧ+ФНЧ: есть
Эквалайзер:
Полос регулирования: 10
Выбор центральной частоты: от 16 до 20 кГц для каждой полосы
Добротность: 0,5-10
Пределы регулирования: от -15 до +15 дБ
Триггерный эквалайзер:
Полос регулирования: 1
Выбор центральной частоты: от 16 до 20 кГц для каждой полосы
Добротность: 0,5-10
Пределы регулирования: от -15 до +15 дБ
Временные задержки:
предел регулирования: до 22 мс (7586 мм)
Шаг регулирования: 0,01 мс (3,45 мм)
Дополнительные функции настройки: плавная настройка сдвига фазы выходного сигнала от 0 до 180 градусов
Конструкция:
Габаритные размеры – 223х181х57 мм

Вердикт:
Звучание: 5
Технические характеристики: 4,5
Конструкция: 5
Рейтинг C&M: 5

купить Zapco DSP-Z8

, ТА #5'2013


Просмотров: 1424

Дата: Вторник, 14 Мая 2013

Узнайте больше

Производитель