Memphis против Memphis: металл или шёлк?

Memphis против Memphis:
металл или шёлк?

От редакции: В самом новом номере итальянского журнала “ACS” опубликованы результаты интересного (традиционно для этого издания) сравнительного теста ВЧ-головок, одинаковых во всём, кроме материала купола. Традиционно мы испросили разрешения эту публикацию воспроизвести у нас в переводе на язык, нам свойственный. Традиционно мы это разрешение немедленно получили. Предлагается вашему вниманию.

Memphis TweeterКакой из материалов предпочтительнее, когда речь идёт о куполе пищалки? Сравнивать головки разных производителей или даже разных серий, в которых используются разные материалы купола, было бы некорректно, потому что разницу в параметрах и звучании нельзя было бы уверенно отнести на счет лишь материала излучающей поверхности. К счастью, появилась возможность провести такое сравнение на базе двух новых моделей ВЧ-головок Memphis – 15-MC1AM и 15-MC1S.

Главное, а по существу единственное, отличие в конструкции этих головок – материал купола: алюминиево-магниевый сплав для первой и шёлк – для второй. Это необычное решение, если принять во внимание, что радикальное отличие в этом аспекте сопровождается почти полной идентичностью остальных узлов.

Это позволяет сделать общим описание конструкции обеих головок, если, разумеется, в нужный момент не забыть о фазовыравнивающем диске, имеющимся только у одной версии твитера – с металлическим куполом.

Конструкция

Твитер смонтирован в бочкообразном пластиковом корпусе, внутри которого скрывается магнитная система, в то время как купол находиться почти полностью снаружи. Форма корпуса позволяет поворачивать его во всех трех обоймах для монтажа, входящих в комплект.

TweeterКупол в обеих версиях имеет диаметр 1 дюйм и связан с двухслойной звуковой катушкой, намотанной на каптоновом каркасе, что даёт основания с доверием относиться к заявленным показателям мощности: 50Вт номинально, 100 Вт максимум, разумеется, при измерении на входе рекомендованного ФВЧ. Повышению допустимой мощности способствует и применение в обеих модификациях магнитной жидкости в зазоре, что также влияет на резонансную частоту, которая в данном случае составляет около 1500 Гц. Заявленная чувствительность в обоих случаях – 88 дБ/м.

В комплект также входят пассивные фильтры, состоящие из двух полипропиленовых конденсаторов 3,3 мкФ, катушки с воздушным сердечником и динамической защиты с лампочкой накаливания, действующей как ограничитель тока на пиках сигнала. Фильтр одинаковый для обеих модификаций, с довольно высокой частотой среза и крутизной характеристики 12 дБ/октава.

Озадачивает, однако, наличие двух конденсаторов одного номинала, притом что описание указывает на применение фильтра второго порядка. Зачем использовать два конденсатора, если тот же результат можно получить дешевле с помощью одного номинала? В поисках ответа пришлось извлечь плату из корпуса и проследить путь сигнала.

Memphis Tweeter

Оказалось, что конденсаторы соединены последовательно, а точка их соединения заземлена через катушку, то есть налицо фильтр верхних частот третьего порядка (18дБ/октава). Но при таких значениях компонентов фильтр работает как ФВЧ второго порядка с повышенными добротностью и крутизной в области низких (для твитера) частот, что снижает вероятность перегрузки головки и уменьшает искажения, вызванные составляющими с частотой, близкой к резонансной. В тоже время характеристики такого фильтра оказывают сильное влияние на АЧХ твитера в нижней части рабочей полосы.

На практике это означает, что при сравнительном прослушивании влияние фильтра на звук окажется преобладающим над тональными различиями двух модификаций и что надёжные результаты может дать только активная фильтрация.

Memphis 15-MC1S

Частотная характеристика модели с мягким куполом выглядит довольно беспокойной. Фактический резонанс приходиться на 1628 Гц, резонансный пик довольно ярко выражен, уже одно это подсказывает: частота среза ФВЧ должны быть не ниже 3кГц. Такой выбор частоты среза устранит и влияние высокодобротного провала на 3,2кГц, второй провал на осевой характеристики на 5кГц, правда, никак затронут не будет. Несмотря на небольшой размер купола, при уровне звукового давления 100 дБ головка показывает очень неплохую линейность. Вторая гармоника достигает некомфортной отметки 10% на 1200Гц, что в любом случае находиться за пределами рабочего диапазона, а в пределах этого диапазона падает довольно быстро с ростом частоты. Взяв за рубеж уровень третьей гармоники 1%, можем заключить, что выше 2,5кГц никаких «сюрпризов» твитер не сулит. Выше 5кГц содержание третьей гармоники падает ниже 0,5%, что в условиях автомобиля – практически ноль. Динамическое сжатие оказалось практически нулевым во всём диапазоне измерений. Внеосевая характеристика отличается довольно крутым спадом на верхних частотах, однако при этом исчезают ранее отмеченные нерегулярности АЧХ и характеристика в полосе частот от 2 до 8 кГц приобретает образцовую форму.

Максимальное неискаженное звуковое давление превышает 100 дБ на большей части рабочей полосы, возрастая до 110дБ выше 3кГц. Измеренные параметры Тиля-Смолла могут озадачить тех, кто привык к цифрам, характерным для сабвуферов: Qts почти полтора (1,36), a Qes даже больше двух (2,07). И наконец, график кумулятивного спектра, характеризующий скорость затухания колебаний после прекращения действия импульса, показывает линейный и быстрый спад с некоторым незначительным всплеском на 8кГц, что, вероятно, связано с характеристиками материала купола и его пропитки.

Memphis 15-MC1AM

Измерения выявили главные различия в характеристиках твитеров одинаковой конструкции с мягким и жестким куполом. АЧХ на низких выглядит почти одинаково, это касается и нерегулярностей на 3 и 5 кГц, вызванных конструкцией фланца и короткого волновода. В то же время с ростом частоты твитер с жёстким куполом показывает тенденцию к более энергичному и точному воспроизведению верхних частот. Выше 6 кГц АЧХ становиться более гладкой, а полоса существенно расширяется, доходя до пределов измеряемого диапазона без спада. Существенно и другой стала и внеосевая характеристика, под углом 45 градусов к оси, как мы видим, выше первого пика на частоте основного резонанса (который для нас не имеет практического значения) АЧХ вначале плавно спадает, а выше начинает подъем вплоть до 16кГц. Это-то и является главным источником различий в звучании двух твитеров. Импедансные кривые (как и параметры Тиля – Смолла) практически идентичны, а другие результаты измерений разняться куда более заметно. При подведении к зажимам твитера сигнала напряжением 9,43 V RMS, что соответствует среднему звуковому давлению 100 дБ, здесь, как и в случае с мягким куполом, кривые гармоник начинаются с достаточно высоких значений, но опять же на частотах за пределами рабочей полосы в практической инсталляции. Выше 2 кГц гармонические компоненты становятся низкими, но поведение двух важнейших гармоник – второй и третьей – заметно иное. У пищалки с мягким куполом треться гармоника практически исчезала выше 6-7кГц, а вторая монотонно падала с локальным всплеском около 10кГц. У твитера с металлическим куполом третья гармоника сохраняет заметное значение до 9-10кГц, вторая же падает намного быстрее, а выше 12кГц начинает вновь расти. Максимальное неискажённое звуковое давление у металлического купола существенно выше, чем у мягкого шелкового, выше 5кГц его величина превышает 115дБ, достигая 120дБ на верхней границе звукового диапазона. График кумулятивного спектра («водопад») показывает неожиданно быстрое (в целом – быстрее, чем в шёлковом куполе) и в общем равномерное затухание импульса с двумя более заметными задержанными резонансами на 9кГц и чуть более выраженным – на 15кГц.

Прослушивание

Чтобы оценить различия между двумя версиями, прослушивание было выполнено дважды для каждой разновидности твитеров: с активной фильтрацией, осуществляющейся источником сигнала (Car PC) и с помощью штатных пассивных кроссоверов.

Начнем мы с «металлических» твитеров, используя в качестве сигнала как обычные CD, так и записи с высоким разрешением, чтобы проверить способности динамиков воспроизводить частоты выше 20кГц.

Сначала не заметно ничего необычного, а твитер не проявляет признаков резонанса, типичных для металлических куполов на самых верхних частотах. Активная фильтрация происходит на 2,5кГц с крутизной 12дБ/окт., и даже при существенном повышении уровня не возникает резкости или замедления темпа. Тональный баланс ровный, с хорошим разрешением, однако по сравнению с твитером, постоянно прописанным у меня в системе, ощущается нехватка открытости звучания, ассоциируемой с реверберацией зала. При этом ощущение «воздуха», связанное с воспроизведением самых верхний частот, пищалка передает отлично, это особенно явно на записях высокого разрешения. В области относительно низких частот звучание становиться несколько напряженным, так что я решаю поднять частоту среза до 3,5кГц. Теперь звучание становиться более убедительным и не теряет детальности.

Теперь обратимся к «шёлковой» модели. Здесь характер звучания заметно иной, нижняя часть спектра более насыщенна, а верхняя, наоборот, несколько зажата. Фильтр пока остается настроенным на 3,5кГц. Возвращаясь к частоте среза 2,5кГц, отмечаю, что напряженности звучания, появлявшейся у «металлической» модели, здесь нет. То есть, если вы не переборщите с уровнем сигнала, частота раздела полос 2,5кГц для 15-MC1S вполне приемлема, проблем, связанных с перегрузкой, это не создаст, зато при более низкой частоте раздела твитер продемонстрировал великолепную детализацию верхних формант голосов.

Теперь начинаю прослушивание с пассивными фильтрами. Первое, что обращает на себя внимание – кажущееся увеличение уровня громкости, это происходит из-за фильтров с высокой добротностью, которые поднимают часть спектра, одновременно теряется часть самых верхних частот. Этот же эффект проявляется и у металлического 15-МС1АМ, «ультразвуковые» способности которого маскируются интенсивным излучением на более низких частотах.

На практике использование штатных пассивных фильтров делает звучание «металлического» твитера более агрессивным и сфокусированным, не нарушая общего тонального характера головок, оно ведет к перераспределению акцентов между частями частотного спектра, причём не в пользу самых верхних частот. У шёлковой пищалки общая тональная картина остается почти неизменной, лишь подтверждая тенденцию к подчеркиванию нижнего (для твитера) частотного сегмента. Лично мне показалось предпочтительным использование активной фильтрации с обоими компонентами, что даёт более линейную АЧХ, несмотря на несомненные индивидуальные особенности головок.

Выводы

Для оценки тембровых различий между двумя версиями ВЧ-головок служат заметки по итогам прослушивания, которое с целью сравнения проводилось как со штатным фильтром со специально подобранными характеристиками, так и с нейтральным фильтром головного устройства при активной фильтрации. Лабораторные измерения проводились, как всегда, без фильтров, на этот раз мы добавили результаты измерения кумулятивного спектра затухания, в данном случае «водопады» получились особенно показательными. В конечном счете как прослушивание, так и измерения выявили лучшие способности купола из алюминиево-магниевого сплава к воспроизведению частот крайней верхней части диапазона, в то время как шёлковый твитер лучше себя проявил в нижней части диапазона, у обоих компонентов можно отметить высокое качество, это относиться и к звучанию, и к мерам по повышению надежности, последнее в немалой мере обусловлено схемой штатного кроссовера. Подключение твитеров без этого фильтра мы бы рекомендовали только продвинутым пользователям, опыт которых поможет им избежать случайной перегрузки, вероятной при ошибке подключения или настройке тракта.


купить Memphis 15-MC1S

полный текст теста читайте в журнале АВТОЗВУК, АЗ #04/2012

Просмотров: 2891

Дата: Пятница, 23 Марта 2012

Узнайте больше

Производитель