На ковер! Живой Левиафан

Живой Левиафан
Zed Audio Leviathan III

АЗ лидер


Что мы знаем о ветхозаветном чудище? Главным образом то, что его, скорее всего, никогда небыло.

Книга Иова

Левиофан Иова«Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя». Так про это существо писал т. Иов в одноименной книге. Ему виднее, он-то Левиафана видел. Калифорнийская компания Zed Audio назвала так один из своих усилителей, и, по всему можно было бы подумать, что это – очередной басовый моноблок, вероятнее всего импульсный, дабы пламени из пасти выходило поболее при той же температуре дыхания. Однако тут все не так. «Левиафан» - усилитель действительно импульсный, но шестиканальный. Мощность каждого из шести независимых каналов – 190 Вт RMS на нагрузке 4 Ом. Любая из трех пар каналов (или все три сразу) могут быть включены мостом, в последнем случае образуются три канала по 600 Вт на 4 Ом, причем все это – независимо от питающего напряжения, поскольку блок питания стабилизированный, на двенадцати 110-амперных полевых транзисторах. Вообще же в «Левиафане» используются 17 независимых стабилизированных источников питания различных цепей и блоков.

Теперь, как оказалось, есть. Вряд ли разработчики Zed Audio именно это имели ввиду, когда обнаружили, что у них получился импульсный усилитель с качеством звучания, не уступающий хорошим неимпульсным. А звонить Стиву Манцу в Калифорнию не хочется, да еще разница во времени…

Как у нас однажды (пару месяцев назад) уже отмечалось, название усилителя наводит на мысль об убийственной силе моноблоке. Там же отмечалось, что на самом деле «Левиафан-3» (следы «Левиафанов» с номером 2 нашлись в Интернете, по виду неотличим) – универсальный многоканальный усилитель. Во-первых, применительно к этому типу усилителей универсальность в наибольшей степени зависит от числа каналов, когда это строго шесть независимых, а не четыре плюс два, соединенные в мост уже на фабрике. Во-вторых, даже честный шестиканальник мощностью по 40 Вт на канал универсальным не окажется, с сабвуфером ему делать нечего. Ну и фильтры, разумеется, от них в нашем деле зависит немало.

Zed Audio Leviathan

Без звонка Стиву видно: это все известно и ему. Шесть каналов с идентичной (и немалой, впрочем, вы и без меня это заметили, по заявке – 190Вт на 4 Ом у каждого) мощностью и довольно гибкие по той же заявке фильтры.

Что касается габаритов, они вовсе не левиофанские, там где-то указаны, когда найдете, согласитесь, иного не ожидаю. Габариты – обычные для многоканальника средней мощности, только мощность здесь – не средняя.

Благодаря прозрачной крышке устройство аппарата на виду, это облегчает жизнь нам и, надо признать, украшает ее у будущего пользователя, строение организма у «левиофана» любопытное.

Светодиоды на плате индицируют различные режимы работы источника питания – так, один из них, предположительно участвующий в процессе стабилизации напряжения, загорался при превышении выходным сигналом уровня 11 В.

Leviathan power on

Индикатор включения – надпись «ZED», выложенная на плате из бело-голубых светодиодов, в процессе запуска усилителя мигает (секунды две), потом начинает гореть с ослепительной яркостью. Со стороны входных разъемов отдельная плата индикации и кроссовера 5-6 каналов, а кроссовер каналов с 1 по 4 расположен на основной плате.

Шесть каналов усилителя разделяются на три пары (да, я Капитан Очевидность), выходные транзисторы и здесь, и в блоке питания – во внушительного размера корпусах.

Катушки выходных фильтров небольшого размера, что косвенно свидетельствует о высокой частоте преобразования. Выше частота – меньше искажений, проще конструкция фильтра. Забегая вперед, замечу, что во время прослушивания, когда усилитель работал с довольно приличной мощностью, корпус немного нагрелся только с края, в зоне блока питания, середина оставалась почти комнатной температуры. Наглядное проявление экономичности класса D.

Немалого размера и трансформатор блока питания с 12 обмотками – для каждого участка схемы предусмотрены свои питающие напряжения, всего источников питания – 17. Самый правильный подход к проектированию усилителя, вот только экономические соображения не позволяют сделать такой подход повсеместным. Ёмкость входного фильтра – без малого 40000 мкФ. Блок питания стабилизированный, на двенадцати 110-амперных полевиках. Ёмкости фильтра вторичного напряжения – по 82000 мкФ на каждое плечо. Солидно и со вкусом.

Кроссоверное хозяйство развитое, логику работы удалось понять не с ходу, а лишь в процессе инструментального контроля, тогда стала понятна связь между тем, что крутим, и тем, что получаем.

В каналах 1 и 2 можно включить (или не включить) только ФВЧ. Если не включить, то здесь, как и в остальных каналах, получится АЧХ без малейших признаков спада как на НЧ, так и на ВЧ. Включённый фильтр – действительно, 24 дБ/отк., фактические пределы перестройки частоты среза (по -6дБ, как принято для таких фильтров) – от 57Гц до ровно 4000 Гц. Форма кривой сохраняется абсолютно неизменной.

В таких же пределах перестраиваются фильтры в каналах 3 и 4, только здесь это или ФВЧ, или ФНЧ, или оба сразу, образующие полосовой фильтр, или, разумеется, ни один. Полосовой фильтр с такими пределами регулировки частот среза подходит и для широкополосного фронта-тыла (с отключенным ФНЧ), и для мидбаса в двухполосной поканалке. Подходит и для СЧ-звена трёхполосной системы, но тут уже надо смотреть на возможности третьей пары каналов.

В каналах 5 и 6 можно включить ФНЧ с такой же, как и всюду в этом усилителе, крутизной 24 дБ/окт. И пределами перестройки частоты среза 44 – 240 Гц, одновременно с ним включится ФВЧ, перестраиваемый от 12 до 100 с небольшим, по существу, расширенный сабсоник. Что касается ФНЧ, для сабвуферного канала он подходит безоговорочно, для НЧ-звена трехполоски – условно, то есть, смотря какое звено, на 200Гц у нас полосы фронта делят редко.

Максимальная мощность
12.5В, КНИ=1%, 4/2ом, Вт: 205/295
Коэффициент нелинейных искажений
1кГц, Р=0.1Рmax, 4/2ом, %: 0.17/0.22
Входная чувствительность, В: 0.22-8.9
Габариты, мм
Длина/длина с разъемами: 415/445
Ширина: 248
Высота: 57

Для теста использовался наш стандартный комплект: "домашний" CD-проигрыватель Bryston BCD-1 и интегральный усилитель Bryston B100-SST, с выхода предусилителя которого и был снят сигнал. Акустические системы - двухполосные Monitor Audio. Кроссоверная секция была отключена, задействовались 1 и 2 каналы. Тестовые диски - симфоническая музыка, джаз, хор. На этих записях обычно очень хорошо заметны все проблемы усилительного тракта: нелинейность, интермодуляция, плохое демпфирование. И, конечно, не были забыты современные направления музыки - с учетом целевой аудитории, да и с целью проверки мускульной силы.

После довольно длительного прослушивания мне пришлось изменить мнение об усилителях класса D. Конечно, это еще не High End, но качество звучания весьма высокое. Настолько высокое, что и придраться-то, в общем, практически не к чему. Мощное и впечатляющее звучание органных композиций и большого симфонического оркестра приближалось к живому исполнению.

Тональный баланс ровный, с ярковатой серединой. Вокал очень чистый, детально проработанный и тонально точный. В звучании хора расстановка исполнителей по сцене передается вполне реалистично, есть и передний, и задний план. Одним словом, хор не карманный... Чуть гулким оказался бас на современных музыкальных жанрах - но это, скорее, особенность записи, чем недостаточное демпфирование. И вообще, впервые в моей практике импульсный усилитель столь безошибочно и беспощадно выявлял недостатки фонограмм, не добавляя ничего от себя к действительно хорошим.

Особого внимания заслуживает разрешающая способность усилителя - передавать слабые сигналы на фоне сильных. Деликатная джазовая тарелочка на фоне мощного контрабаса звучала отлично, отголоски рояля не вязли в басовых пассажах. Интермодуляцией, соответственно, тоже не пахло - верхняя середина была кристально чистой даже на фоне мощного басового подпора.

Всего год назад (АЗ #11/2011) по этому поводу было сказано следующее: «Понятно, что не за горами то время, когда по музыкальности широкополосные импульсные усилители встанут вровень с лучшими представителями класса АВ, но пока это время не наступило.» Приходится признать - это время наступило.

ЭТО - ПЛЮС
Высокое качество звучания
Гибкость применения
Незаурядная мощность
ЭТО - МИНУС
Неочевидная структура кроссовера
ОДНИМ СЛОВОМ...
Он существует...

РЕЙТИНГ
Мощность 9
Технические характеристики 8
Оснащённость 8
Фильтры 9
Удобство установки 8
Впечатление от прослушивания 9
Итог 8,5

купить Zed Audio Leviathan III

полный текст теста читайте в журнале , АЗ #12/2012


Просмотров: 1532

Дата: Четверг, 15 Ноября 2012

Узнайте больше

Производитель