на ковёр! Крупная тема

Крупная тема: сабвуфер Massive Rhino 15

АЗ лидер
Помнится, в советское время, когда все мы жили в непрестанной борьбе, в журналистике тоже была одна из борцовых дисциплин. Называлась она борьба с мелкотемьем.

Техника как-то мельчает, нанотехнологии наступают. То сабвуфер калибра 6 х 9, а то и просто 6, пусть и с половиной, дюймов. То усилитель размером с котёнка... Вот раньше бывало: «Солобарик» диагональю 18 дюймов, Earthquake в полцентнера (№2/2006). Из недавнего «крупняка» вспоминается только моноблок, который не поместился на лабораторном столе, и... Да, пожалуй, и всё.

Персонаж нынешнего теста прервал начавшийся процесс атрофии мышц. И мы уж точно нескоро его забудем. Хотя бы потому, что при испытаниях пришлось изменить привычную технологию монтажа сабвуфера в ящик. Оказалось удобнее вначале закрепить ящик на сабвуфере, а потом всё вместе перевернуть (вдвоём, конечно) в привычную позицию. Потом нечто похожее у нас получилось уже на бумаге, при моделировании оптимального акустического оформления, но тогда мы этого ещё не знали.

Прежде чем переходить непосредственно к нашему герою, совершим шапочное знакомство с его «родственниками». В производственной программе Massive нынешнего, 2012 года насчитывается шесть линеек сабвуферов. Если идти снизу вверх, то их названия будут такими: Volt, Rebel, Kilo, Toro, Hippo и Rhino. Обратите внимание: три старших названы именами весомых (в буквальном смысле) млекопитающих. Тем, кто учил в школе японский или фарси, помогаем: это бык, бегемот и носорог соответственно. Корректно ли ставить носорога выше бегемота — вопрос дискуссионный (в стиле героя Льва Кассиля), мы пришли к выводу, что можно. Бегемот вроде потяжелее будет, но на стороне носорога не только масса, но и сила, а по этому показателю, как мы увидим, у Rhino 15 конкурентов совсем немного. Собственно, числительное «15» можно бы и опустить, поскольку серия состоит из единственной, 15-дюймовой модели. Ибо головка изначально была задумана как спортивный снаряд, а на «беспредельных» соревнованиях по SPL иные калибры как-то не в ходу.

Massive Rhino

Выполнен «Носорог №15» соответствующим образом. Из 51 килограмма массы ровно треть (600 унций, а это — 17 кг на наши деньги) приходится на магнит. Ничего, да? Конечно, катушка 4-дюймовая, в сабвуферах этой категории используются только такие. Или иначе: четырёхдюймовые катушки в конструкциях «обычных» (то есть не эспиэльных) головок встречаются крайне редко. Не будет лишним напомнить, что для головок с катушками такого калибра мы обычно рекомендовали ориентироваться на RMS-мощность 750 Вт. Вот только здесь обычного мало. Те 33 с чем-то кило металла, которые приходятся на корпус и магнитопровод, сами по себе замыкают тепловой поток на себя, действуя, как тепловой аккумулятор при кратковременном включении или как радиатор при длительной работе. Пути циркуляции воздуха тоже обустроены с толком: 33-миллиметровое осевое отверстие в нижней шайбе, шесть отверстий по периферии катушки, ещё шесть — в самом конусе. А корпус устроен таким образом, что каркас звуковой катушки открыт почти полностью, там провод, между прочим, мама дорогая... Словом, как я полагаю, чтобы получить RMS-мощность, надо будет взять из спецификации «максимальную мощность для музыки» и разделить на три — получим 1,5 кВт, которые «Носорог» сможет рассеивать непрерывно в режиме радиатора.

Диффузор изготовлен из целлюлозы, благодаря фундаметнальной толщине и пропитке он обладает незаурядной жёсткостью. Центральный колпак назвать «колпачком» язык не поворачивается, диаметр его — калибр небольшого сабвуфера, 206 мм. Будь это сабвуфер Hertz, я бы сказал, что форма колпачка «ву коне», но носороги по-итальянски не понимают. Впрочем, суть от этого не меняется, заострённый книзу колпак придаёт конструкции диффузора форму перевёрнутой буквы V. Ширина подвеса 29 мм. Подвес трёхслойный тканевый — этот материал обладает наибольшей долговечностью, неспроста в профессиональных динамиках его используют охотнее всего. Даже без всяких измерений видно, что подвес жёсткий на редкость, уже потом, когда результаты стали известны, мы посчитали: для того, чтобы переместить диффузор на величину его максимального расчётного хода (35 мм в одну сторону), придётся усадить на диффузор нетучного, на 70 кг, мужчину попросив только перед этим вынуть ключи из заднего кармана, а то опыт перестанет быть бесплатным.

Massive Rhino

Резиновый чехол снять не удалось, но, по моей оценке, 17 кило магнита вписаны в габарит 280 х 70 мм. Вогнутая центрирующая шайба изготовлена из такой же ткани, что и подвес. Шайба как минимум двойная, провода прошиты в нижний слой. Давно известно, и не только нам, что в наиболее ответственных инсталляциях акустические кабели припаивают к контактам головок. По этой же причине в головках, уже изготовленных, для наибольшей ответственности кабели фиксируются непосредственно на выводах катушки самим изготовителем. В данном случае диаметр предустановленных проводов (по меди) 2,7 мм. Кабелей восемь, поскольку катушка четырёхсекционная, по 1 Ом на секцию. То есть, если у вас экстремальный эспиэльный усилитель, который развивает максимум мощности на 0,25 Ом, вы включаете все секции в параллель. Если это нормальный моноблок, подключаете секции последовательно-параллельно, получая 1 Ом. Можно, конечно, включить и все секции последовательно (мы при измерении так и делали), на Тиля и Смолла это не влияет, но в бою — не вариант.

Изготовитель предназначает Rhino почти исключительно для спортивных ристалищ, считая, что для воспроизведения музыки он не очень пригоден. На самом деле оказалось — ещё как пригоден.
Бывают и музыкальные носороги...

Силовой фактор (в 4-омном включении) 33,2 Тл м. Это не просто много, это запредельно много. Но, собственно, а для чего бы ещё тут был нужен 17-килограммовый магнит? Для красоты? Тогда — да... Подвижная система тоже ничего себе, в американских единицах это будет 1 1/10 фунта, что по-нашему означает 494 г, чуть не хватило до ровно полкило. При ураганном значении силового фактора даже такой массой «Носорог» способен шевелить энергично, и опорная чувствительность (то есть чувствительность без учёта акустического усиления) оказалась довольно высокой, даже нетипичной для эспиэльного сабвуфера.

Думается, теперь мы уж можем сказать, что сабвуферы подобного типа подразделяются на эспиэльные по форме (мощные и тяжёлые) и по содержанию (мощные, тяжёлые и чувствительные). Первых — большинство, вторые — это настоящие профи, и их, понятно, меньше. (Тут я могу ещё раз отослать к тесту из №2 за 2006 год.)

Измеренные искажения вышли довольно-таки низкими, что, впрочем, не удивляет. На самом деле длинноходные головки (напомню, тут ход 70 мм от пика к пику) обладают незаурядными возможностями подвеса, что практически устраняет один из главных источников нелинейности — механическое ограничение. По той же причине и звуковая катушка делается длинной, а значит, вторая причина — нелинейность поля — тоже в той или иной мере нивелируется. Мы учли, что уровень звукового давления 96 дБ, при котором мы по стандартной методике меряем нелинейности, для сабвуферов этого типа, можно сказать, холостой ход. А потому измерили нелинейности ещё раз, уже при давлении 110 дБ, что (сообщаем, дабы избавить вас от работы с калькулятором) означает подведенную мощность выше в 25 раз. Конечно, нелинейности возросли, но всё равно величину КНИ трудно назвать высокой — у кого-то из последнего группового теста «пятнашек» был такой же средний показатель при давлении 96 дБ.

Параметры Тиля — Смолла изготовитель не приводит, очевидно, полагая, что если уж вы планируете участвовать в соревнованиях по SPL, то всё равно будете мерить их самостоятельно (это вообще разумная практика). Перед нашими измерениями головка прошла часовую разминку 400-ваттным сигналом и последующую почти суточную «релаксацию». Эквивалентный объём оказался не просто малым (он был бы таким для «двенашки»), а малым предельно, при низкой электрической добротности головки (0,371) фактор EBP — весьма высоким. Что из всего этого следует, мы сейчас увидим.

Изготовитель обходится и без рекомендаций по оформлению, если не считать за таковую фразу: «Специально изготовленный фазоинвертор» (Custom made ported). Что, естественно, не помешало нам промоделировать работу Rhino 15 в ЗЯ. Выяснилось, что в ящике объёмом от 16 до 20 л «Носорог» становится кротким, как котёнок, и обеспечивает аудиофильскую АЧХ с неравномерностью менее 0,9 дБ в диапазоне 25 — 100 Гц. Неравномерность менее 2 дБ достигается в ЗЯ объёмом от 13 л. Понятно, конечно, что такой ящичек можно будет приделать к Rhino только снаружи, да и при этом вид инсталляции будет довольно комичным. Таких объёмов для «пятнашек» я даже и не припомню. Но в любом случае не видно никаких противопоказаний для того, чтобы использовать эту головку для музыкальных (хотя и эксклюзивно громких) инсталляций. В ФИ более чем скромного объёма (30 л) при настройке «трубы» на 31 Гц достигается весьма музыкальная АЧХ, но трубу неизбежно придётся пристраивать снаружи. Понятно, что для соревновательных целей объём ящика, как и частоту настройки порта, надо увеличивать. На графике мы показали три варианта: с объёмом 40, 50 и 60 л и частотой настройки, соответственно, 50, 51 и 52 Гц. Пиковое усиление, конечно, высокое — 9,8, 11,1 и 12,2 дБ, однако не запредельно. Ещё раз посмотрите на величину EBP — такое значение более характерно для музыкальных головок, у эспиэльного монстра частота собственного резонанса по правилам должна бы быть ниже, тогда и EBP снизился, и акустическое усиление оказалось бы более значительным. Хотя тут всегда есть выход: больше ящик, больше и усиление.

ЭТО — ПЛЮС
Чудовищный резерв мощности
Невысокие искажения
Исключительно компактное оформление
ЭТО — МИНУС
Не самое высокое акустическое усиление
Цена пропорциональна весу
ОДНИМ СЛОВОМ...
Поющий носорог

РЕЙТИНГ
Конструкция и исполнение 9
Форма АЧХ в салоне 9
Реальная чувствительность 7
Искажения 9
Компактность оформления 10
Итог 44

купить Massive Rhino

полный текст теста читайте в журнале , АЗ #3/2012, стр. 034


Просмотров: 2498

Дата: Вторник, 21 Февраля 2012

Узнайте больше

Производитель