АВТОАКУСТИКА

АВТОАКУСТИКА

В этой статье рассмотрим все виды, типы и классификации автомобильной акустики. Но для начала, небольшой экскурс в начальную музыкальную школу.

Звукоряд всех слышимых звуков, можно разбить на октавы (участки диапазона) на основании основной частоты тона. Не углубляясь в дебри нотной грамоты:

Субконтроктава – включает самые низкие слышимые звуки, от 16,4Гц до 30,9Гц

Контроктава – сюда попадают звуки с тоном от 32,7Гц до 65.4Гц. Именно здесь в основном и находится БАС, воспроизводить который полагается автомобильным сабвуферам.

широкополосный динамик

Следующие три – большая, малая и первая октавы, образуют мидбасовый диапазон, и включают тоны с частотами до 493,88Гц. В трех-полосных системах, примерно весь этот диапазон отдается отдельному динамику.

Вторая (523,3-987,8Гц), Третья (1046,5-1975,5Гц) и Четвертая (2093-3951Гц) октавы образуют диапазон, который обычно полагается отдельному среднечастотному динамику (мидрейджу). При трехполосной системе серединке как раз поручается диапазон примерно до 4кГц, в двухполосных системах этот диапазон разделяется между мидбасом и твитером в диапазоне примерно 3-3,5кГц.

Ну и пятая октава и все, что выше – высокочастотный диапазон, для воспроизведения которого используется твитер.

Стоит отметить, что мелко­калиберные «широко­полосные» динамики до сих пор при­меняются многими авто­произво­дителями для ком­плек­тации штатных аудио­систем. Имея относительно высокую чув­ствительность, при небольшой под­во­димой мощ­ности эти динамики вос­произ­водят диапазон от 400 и до 16000Гц вполне линейно, что хватает для прослушивания новостей по радио, подсказок навигатора или работы hands-free.

Далее – конструктивные особенности. В давние времена, для радио­приемников использовался один динамик для воспроизведения всего частотного диапазона. Но широко­полосный он был весьма условно – он отыгрывал довольно большую часть звукового спектра, но далеко не всю… Особенно сильно страдали края диапазона, в силу кон­структивных и габаритных ограничений, невозможно создать один динамик, который в состоянии передать весь частотный диапазон с должным качеством и приемлемым уровнем громкости. Так получили популярность коаксиальные динамики.

коаксиальный динамик

Идея коаксиала – разместить два (или более) излучателей разных диапазонов на одной оси, сохранив идею точечного излучателя. Коаксиальная акустика пользуется стабильным спросом из-за удобства и простоты установки и весьма качественного звучания. Именно за ними устойчиво закрепились термины «автоколонки», «блины», «овалы». Но и здесь, впрочем как и везде, надо знать меру. 2 или 3-х полосные конструкции наиболее оптимальны, нет никакого практического смысла иметь большее количество излучателей (по сути - вам продают больше дешевых динамиков за те же деньги). Отдельная (хотя идеологически всё та же) разновидность – браксиалы. Браксиальная акустика – это когда твитер установлен не на керне мидбаса, а на кронштейне крепления фланца. Здесь тоже совмещение центров излучения достигается не за счет ухудшения параметров мидбаса, а является дополнительной компоновочной опцией, расширяющей инсталляционные возможности комплекта.

Но недостатки – продолжение достоинств, установленный внизу двери (обычное штатное место автоакустики) коаксиальный динамик не позволяет получить высокую сцену – остается ощущение, что говорят и поют где-то там внизу… Локализация источника звука заложена в нас эволюцией, и даже различные приемы психоакустики не позволяют полностью обмануть природу слуха.

Отвлечемся на другую тему – материал диффузора. Диф­фузор - излучающий элемент динамика, и по большей части именно он отве­чает за звук. При этом к диффузору предъ­являются разные, зачастую противо­речивые требования: легкий и прочный, жесткий и вязкий… Конструк­торам в этих условиях приходится тщательно выбирать и материал диф­фузора, и форму его поверхности (от плоско-линейной, до экспо­тенциального конуса, включая различные сегменты сферы). Однако, в популярной прессе и в интернете, зачастую идет обсуждение только матери­алов диф­фузоров, приписывая им и особенности и характер звучания, без оглядки на остальные кон­струк­ционные решения. Особенно популярная сказка про волшебные аудиофильские свойства бумаги, вроде как такая акустика обладает лучшим звуком и наиболее дорогая. Здесь стоит отметить, что технология производства целлюлозных диф­фузоров наиболее проста, а для придания им нужных свойств используются различные син­тети­ческие и натуральные напол­нители, которые вводят в цел­люлозную массу и различные покрытия и пропитки, которыми обрабатывают готовое изделие. При этом, «бумажные» диффузоры можно встретить как в самых бюджетных линейках, так и наиболее дорогих. В среднем ценовом диапазоне для изготовления диф­фузоров авто­акустики в основном используются различные полимеры и сендвичи – плетеные из кевлара, стекло­волокна или полимер­ных волокон, залитые компаундом или полиме­ризирован­ной смолой. В топовом сегменте практически без­раз­дельно правят диффузоры алюми­ниевые или метал­лизирован­ные полимеры и объемные сэндвичи. Керамические и прочие подобные материалы в автозвуке пока экзотика. Так что не материалом едины…

мидбасовый динамик

Это недоразумение призваны решать компонентные (или разнесенные) системы – системы, состоящие из отдельных динамиков, размещение которых в салоне авто вы вольны выбирать сами. Наибольшее количество компонентной автоакустики для автозвука выпускается в двухполосном варианте. В комплекте пара мидбасов, пара твитеров и кроссоверы. Две полосы оптимальное решение и по удобству установки и по «музыкальным» возможностям. Именно двух-полосные системы из мидбаса и твитера составляют основу домашней акустики. При этом основное внимание следует уделить именно фронтальной акустики (если только вы не предпочитаете ездить на заднем диване). Именно грамотный выбор и правильное размещение передних колонок – залог хорошего звука с фронтальной сценой и гладкой АЧХ.

автосабвуфер

Автосабвуферы. Это самые большие и мощные динамики в вашем автомобиле. Именно сабвуфер в авто создает мощную «основу» звука, а прочный басовый фундамент обеспечивает масштабность и глубину любой музыкальной композиции. Автомобильные сабвуферы отличаются от своих «домашних» собратьев в первую очередь параметрами – им приходиться работать на небольшой объем салона, и при этом занимать как можно меньше места. Что касается размеров, то наиболее популярными и востребованными стали всего три калибра: 8 дюймов – для совсем компактных салонов или фронтального размещения, при недостатке баса часто ставят парами; 10 дюймов – более популярный размер, обеспечивает отличное полноценное звучание практически в любом салоне; 12 дюймов – по сравнению с 10-ткой немного более мощные, с более глубоким звуком, но и объём, занимаемый корпусом почти в 2 раза больше. Существуют и более крупные, 15- и 18- дюймовые сабы, с ними появляются уже серьезные тактильные ощущения от баса, но и занимаемый ими полезный объем приближается к сотне литров.

эксклюзивно для

Просмотров: 2245

Дата: Вторник, 14 Января 2014

Узнайте больше

Производитель