В этой статье рассмотрим все виды, типы и классификации автомобильной акустики. Эта информация позволит избежать досадных ошибок и сделать правильный выбор при покупке динамиков для автомобиля (и не только). Но для начала, небольшой экскурс в начальную музыкальную школу.
Звукоряд всех слышимых звуков, можно разбить на октавы (участки диапазона) на основании основной частоты тона. Не углубляясь в дебри нотной грамоты:
Субконтроктава – включает самые низкие слышимые звуки, от 16,4Гц до 30,9Гц.
Контроктава – сюда попадают звуки с тоном от 32,7Гц до 65.4Гц. Именно здесь в основном и находится БАС, воспроизводить который полагается автомобильным сабвуферам.
Следующие три – большая, малая и первая октавы, образуют мидбасовый диапазон, и включают тоны с частотами до 493,88Гц. В трех-полосных системах, примерно весь этот диапазон отдается отдельному динамику.
Вторая (523,3-987,8Гц), Третья (1046,5-1975,5Гц) и Четвертая (2093-3951Гц) октавы образуют диапазон, который обычно полагается отдельному среднечастотному динамику (мидрейнджу). При трехполосной системе серединке как раз поручается диапазон примерно до 4кГц, в двухполосных системах этот диапазон разделяется между мидбасом и твитером в диапазоне примерно 3-3,5кГц.
Ну и пятая октава и все, что выше – высокочастотный диапазон, для воспроизведения которого используется твитер.
Далее – конструктивные особенности. В давние времена, для радиоприемников использовался один динамик для воспроизведения всего частотного диапазона. Но широкополосный он был весьма условно – он отыгрывал довольно большую часть звукового спектра, но далеко не всю… Особенно сильно страдали края диапазона, в силу конструктивных и габаритных ограничений, невозможно создать один динамик, который в состоянии передать весь частотный диапазон с должным качеством и приемлемым уровнем громкости. Так получили популярность коаксиальные динамики.
Стоит отметить, что мелкокалиберные «широкополосные» динамики до сих пор применяются многими автопроизводителями для комплектации штатных аудиосистем. Имея относительно высокую чувствительность, при небольшой подводимой мощности эти динамики воспроизводят диапазон от 400 и до 16000Гц вполне линейно, что хватает для прослушивания новостей по радио, подсказок навигатора или работы hands-free.
Идея коаксиала – разместить два (или более) излучателей разных диапазонов на одной оси, сохранив идею точечного излучателя. Коаксиальная акустика пользуется стабильным спросом из-за удобства и простоты установки и весьма качественного звучания. Именно за ними устойчиво закрепились термины «автоколонки», «блины», «овалы». Но и здесь, впрочем как и везде, надо знать меру. 2 или 3-х полосные конструкции наиболее оптимальны, нет никакого практического смысла иметь большее количество излучателей (по сути - вам продают больше дешевых динамиков за те же деньги). Отдельная (хотя идеологически всё та же) разновидность – браксиалы. Браксиальная акустика – это когда твитер установлен не на керне мидбаса, а на кронштейне крепления фланца. Здесь тоже совмещение центров излучения достигается не за счет ухудшения параметров мидбаса, а является дополнительной компоновочной опцией, расширяющей инсталляционные возможности комплекта.
Но недостатки – продолжение достоинств, установленный внизу двери (обычное штатное место автоакустики) коаксиальный динамик не позволяет получить высокую сцену – остается ощущение, что говорят и поют где-то там внизу… Локализация источника звука заложена в нас эволюцией, и даже различные приемы психоакустики не позволяют полностью обмануть природу слуха.
Отвлечемся на другую тему – материал диффузора. Диффузор - излучающий элемент динамика, и по большей части именно он отвечает за звук. При этом к диффузору предъявляются разные, зачастую противоречивые требования: легкий и прочный, жесткий и вязкий… Конструкторам в этих условиях приходится тщательно выбирать и материал диффузора, и форму его поверхности (от плосколинейной, до экспотенциального конуса, включая различные сегменты сферы). Однако, в популярной прессе и в интернете, зачастую идет обсуждение только материалов диффузоров, приписывая им и особенности и характер звучания, без оглядки на остальные конструкционные решения. Особенно популярная сказка про волшебные аудиофильские свойства бумаги, вроде как такая акустика обладает лучшим звуком и наиболее дорогая. Здесь стоит отметить, что технология производства целлюлозных диффузоров наиболее проста, а для придания им нужных свойств используются различные синтетические и натуральные наполнители, которые вводят в целлюлозную массу и различные покрытия и пропитки, которыми обрабатывают готовое изделие. При этом, «бумажные» диффузоры можно встретить как в самых бюджетных линейках, так и наиболее дорогих. В среднем ценовом диапазоне для изготовления диффузоров автоакустики в основном используются различные полимеры и сендвичи – плетеные из кевлара, стекловолокна или полимерных волокон, залитые компаундом или полимеризированной смолой. В топовом сегменте практически безраздельно правят диффузоры алюминиевые или металлизированные полимеры и объемные сэндвичи. Керамические и прочие подобные материалы в автозвуке пока экзотика. Так что не материалом едины…
Это недоразумение призваны решать компонентные (или разнесенные) системы – системы, состоящие из отдельных динамиков, размещение которых в салоне авто вы вольны выбирать сами. Наибольшее количество компонентной автоакустики для автозвука выпускается в двухполосном варианте. В комплекте пара мидбасов, пара твитеров и кроссоверы. Две полосы оптимальное решение и по удобству установки и по «музыкальным» возможностям. Именно двух-полосные системы из мидбаса и твитера составляют основу домашней акустики. При этом основное внимание следует уделить именно фронтальной акустики (если только вы не предпочитаете ездить на заднем диване). Именно грамотный выбор и правильное размещение передних колонок – залог хорошего звука с фронтальной сценой и гладкой АЧХ.
Теперь коротко о типах и видах акустики. Твитер - динамик, работающий в высокочастотном диапазоне, незаменимый компонент 2-х и 3-х полосных систем. В среднем по больнице, работает от 3кГц в 2-х полоске и от 4-5кГц в трехполоных системах. Должен играть до 20кГц, но по факту, установленные под углом, без спада играют до 15-18кГц.
Середина или мидрейндж - среднечастотный динамик, воспроизводящий бо́льшую часть голосового диапазона, обычно - от 300Гц до 4-5кГц. Используются в трехполосных системах; в двухполоске его функцию выполняет мидбас. Мидбас в автоакустике - динамик калибра от 5 до 8 дюймов, воспроизводящий низкочастотный диапазон от 50-70Гц.
Автосабвуферы. Это самые большие и мощные динамики в вашем автомобиле. Именно сабвуфер в авто создает мощную «основу» звука, а прочный
басовый фундамент обеспечивает масштабность и глубину любой музыкальной композиции. Автомобильные сабвуферы отличаются от своих «домашних»
собратьев в первую очередь параметрами – им приходиться работать на небольшой объем салона, и при этом занимать как можно меньше места.
Что касается размеров, то наиболее популярными и востребованными стали всего три калибра: 8 дюймов – для совсем компактных салонов или
фронтального размещения, при недостатке баса часто ставят парами; 10 дюймов – более популярный размер, обеспечивает отличное полноценное
звучание практически в любом салоне; 12 дюймов – по сравнению с 10-ткой немного более мощные, с более глубоким звуком, но и объём,
занимаемый корпусом почти в 2 раза больше. Существуют и более крупные, 15- и 18- дюймовые сабы, с ними появляются уже серьезные тактильные
ощущения от баса, но и занимаемый ими полезный объем приближается к сотне литров.
Размер в inch | Размер в мм |
---|---|
2" | 50,8 мм |
3" | 76,2 мм |
4" | 101,6 мм |
5" | 127 мм |
6,5" | 165 мм |
8" | 203,2 мм |
10" | 254 мм |
12" | 304,8 мм |
15" | 381 мм |
Назад в Автозвук »