мы держим марку мы держим марку

Mobile Sound

позвоните нам!

- архив Mobile Sound -

АВТОЗВУК: истоки

История автозвука

Звук и движение, музыка и дорога, магнитола и автомобиль. Кажется, эти понятия были созданы друг для друга всегда, и сегодня, современный автомобиль уже практически невозможно представить без встроенной аудиосистемы. Наслаждение от прослушивания приятной музыки во время утомительного пути кажется сегодня настолько само собой разумеющимся, что мало кто задумывается, через какие только тернии шли разработчики-первопроходцы к сиянию чистого звучания современной автомобильной акустики. Предлагаем вам вместе с нами пролистать страницы истории автозвука, которые могут поведать немало удивительных фактов создания и развития автомобильного звука в 20 веке. Разберемся что такое автозвук и узнаем всё об истории развития car audio.

Колыбель автозвука и эра электроламповых радиоприёмников

Никто не знает с чего или с кого все когда-то началось точно, но известно, что уже на заре автомобилизма, интуитивно, многие водители стали понимать, что для полного и гармоничного единения с дорогой им не хватает не навязчивого фонового звукоряда. Возможно, к созданию и развитию автозвука многих толкали иные мотивы, те которые и сегодня толкают молодёжь на путь car audio. Автопрогулка с любимой девушкой по живописным местам, да ещё и под музыку, что может быть круче?

Austin Twenty

Как бы там ни было, но впервые, радиоприемники начали встраивать очень давно, задолго до появления сверхмощных автоакустических систем. Самыми первыми в этом деле преуспели англичане, а самый первый автомобиль с радиоприёмником датирован 1919 годом. Англичанин по фамилии Греб (Alfred H. Grebe) изобрёл свой радиофицированный автомобиль, антенна приёмника у которого представляя достаточно массивную конструкцию с Т-образными ставнями и проволоками протянутыми между ними, наподобие конструкций, на которые вешают бельё.


Эта громоздкая конструкция на базе приемника Маркони была первой известной попыткой соединить звук и движение. Как известно первый блин был комом, и модель Греба, из-за своей громоздкости не завоевала популярности, но он сам и его детище украсили обложку журнала Radio Amateur News. Зато спустя 3 года, в 1922 году, ламповые приемники иного типа были встроены в английскую малолитражку «Austin». Этот приемник принимал ДВ - и СВ-диапазоны, на которых в 20-х годах только в Лондоне вещало около 20 станций. Данный факт обеспечил абсолютное лидерство данной модели на этот период, как в Англии, так и за её пределами.

К 30-м годам появляются радиостанции, работающие в КВ-диапазоне. Также конкуренты «Austin» продолжали активно совершенствовать технологии, что к концу 30-х годов привело к тому, что в Европе радиоприемниками оснащалось около 20 марок автомобилей.

Motorola 5T71

Здесь также стоило бы упомянуть и о вкладе американцев в развитие технологии автозвука, вернее первопроходца Уильяма Пауэлла Лира. Лиру удалось усовершенствовать авто радио обладавшие многими недостатками. Среди них отмечали неудобство установки громоздкого радиоприемника в сам автомобиль, управление им и его обслуживание, настройка, которая часто сбивалась во время движения, помехи от системы зажигания и многое другое. Лир попросту поместил конденсатор настройки с боку приемника, который встраивался в отдельный короб под рулём, а также применил усовершенствованный сетевой блок питания. Эти нововведения позволили решить прежние существующие проблемы, а Лиру разбогатеть. Именно модель Motorola model 5T71, изобретенная Лиром, может считаться иконной автозвука этого периода в США. Только небольшая статистика – четверть миллиона американцев узнала о Второй мировой войне из автомобильных радиоприёмников этой модели.

Полупроводниковая и виниловая революции

Поступь эволюции автозвука шла далее в нескольких направлениях, среди которых можно назвать оптимизацию размеров радиоаппаратуры, её усовершенствование, а также появление автономных проигрывателей, независящих от формата радиостанции, а только от настроения водителя или пассажира переднего сиденья.

Значительное усовершенствование радиоприемников автомобилей стало возможным с появлением первых полупроводников. Транзиторные приёмники занимали меньше места, а для их питания требовалось только 12 вольт. К началу 60-х, большинство компаний окончательно переходят на выпуск только транзисторных приемников, которые, помимо прочего, также снабжались и функцией запоминания станций. Этим также заканчивается эпоха электроламп, поскольку производители окончательно убедились, что транзисторные модели намного надежней и экономичней ламповых.

Chrysler Highway Hi-Fi

Также к этому периоду можно отметить и тенденцию к развитию проигрывателей, которые могли воспроизводить записи на виниле, таким образом, предоставив автомобилистам полную свободу выбора своей любимой музыки. И компания Motorola в этом смысле вновь стала первопроходцем, так как в 1956, она совместно со знаменитой музыкальной корпорацией CBS совершила настоящую «автозвуковую революцию», снабдив машины от компании Chrysler настоящими проигрывателями винила. Так, первое время для данной системы, которую назвали Highway Hi-Fi (что дословно можно перевести как «Автомагистральное Hi-Fi»), даже выпускались специальные пластинки на 16⅔ об./мин. Но спустя несколько лет на смену им пришел более популярный формат – пластинки на 45 об./мин.

Motorola Vintage Car-Radio

Впрочем, союз автомобилей и виниловых пластинок длился относительно недолго. Постепенно, к середине 60-х этот формат прекращает своё существование, а спустя несколько лет вместо них начинают использовать прародителей аудиокассет - бобины, которые оказались намного удобней в использовании.

В обозначенный период американские производители автоакустики соединили магнитофон с радиоприемником, в результате чего и появилась первая автомобильная магнитола с 8-дорожечным проигрывателем. Данный формат держался на рынке США около десять лет, до появления и массового распространения компакт-кассет, которые стали безусловными лидерами уже до конца 20 века, когда заменят всем хорошо знакомые СD.

Motorola Car Radio

В 60-х произошло ещё одно нововведение, которое кардинально изменило отношение, как производителей, так и потребителей к автозвуку, и о котором стоит упомянуть напоследок. С этого периода, автомобили начинают выпускаться со съёмной аппаратурой. Таким образом, автомагнитолы перестают быть тесно связанными с производством автомобилей, а производство аудиотехники превращается в отдельную индустрию. Пионерами новой индустрии, кстати, среди прочих, были и монстры автозвука Memphis Car Audio, которые начали заниматься производством аудиотехники с 1965 и по сей день успешно это делают.

Извлекая уроки из прошлого, глядя в будущее…

Vintage Radio

Благодаря технологическим достижениям прошлого и настоящего, в наше время в автомобиле можно создать уникальную аудиосистему со звуком, качество которого ничуть не будет уступать профессиональным аудиосистемам, превратив, тем самым, прослушивание музыки в авто в ни с чем не сравнимое слуховое наслаждение. Появляются новые способы прослушивания музыки в автомобилях, и среди прочего можно наметить явную тенденцию развития «альтернативных носителей»: все большее распространение получают SD / MMC карты, USB порты, синхронизация с iPod / iPhone и многое другое.

Clarion Car Radio

Год от года аудиоаппаратура совершенствуется, а новинки этой отрасли не перестают удивлять как автолюбителей, так и обывателей далёких от тематики car audio. Скажем, сегодня телевизоры и DVD-проигрыватели для автомобилей уже никого не удивляют, как и USB вход для флешки. Индустрия автозвука сделала новый рывок – от стерео-систем автозвука к настоящим мультимедийным системам развлечения с многоканальным саундом и широкоформатными экранами. Похоже, поездка в автомобиле будущего не будет скучной, а даже более чем занимательной. Что ж, поживем, увидим.

 

продолжение: